У Вас не работает Джаваскрипт

Приложение № 2


Предложения по переработке и утилизации отходов.

Содержание
1. Сбор вторичного сырья
2. Переработка и утилизация отходов
3. Утилизация отходов
4. Народный мусороперерабатывающий завод
4.1. Дорожная карта по привлечению акционеров
5. Синергия переработки отходов и производства древесных пеллет, или вторая очередь народного предприятия
5.1. Плюсы именно сдвоенного производства
5.2. Организация управления
5.3. Ожидаемые услуги завода в составе 1-й и 2-й очереди
5.4. Ожидаемые товары завода на реализацию.
5.5. Ожидаемые отходы
6. Проблемы
7. Сбыт древесных пеллет
7.1. Рынок местного отопления
7.2. Проблемы
7.3. Предложения по увеличению внутреннего спроса на древесные пеллеты
8. Резюме предложений из приложения №2

1. Сбор вторичного сырья.

Раздельное хранение отходов на селе практикуется испокон века. Если вторсырье еще не выброшено, оно валяется (хранится) по углам сараюшек раздельно. Остается организовать прием вторичного сырья, стационарный и выездной. Один-два раза в год объехать населенные пункты муниципального района, собрать все ненужное, но в переработку пригодное. Помимо того, в райцентре создать стационарный пункт приема, где вторсырье принималось бы от граждан, а также упаковывалось, накапливалось до транспортной партии и хранилось перед вывозкой на переработку. Центр приема вторсырья желателен под одной крышей с заводом по переработке и утилизации отходов. Для малых городов раздельный сбор отходов такой же, как и больших. См. приложение №1.

2. Переработка и утилизация отходов

Способ утилизации подбирать для каждого населенного пункта в отдельности, учитывая объем производимых отходов по сезонам в календарном году. Способами утилизации отходов в населенном пункте считать:
- переработку на стационарном заводе;
- переработку на мобильном заводе;
- вывозку отходов.

В свою очередь вывозка может быть, как регулярной - по графику, так и случайной - по требованию. Пунктом назначения может быть полигон стационарного или мобильного заводов.
Нам нужна линейка заводов с мощностью переработки от 50 до 3000 кг ТКО в час. Для ликвидации отдельных, относительно небольших свалок, а также для рекультивации мест длительного хранения ГСМ (лесопунктовских нефтебаз), необходим мини завод на автомобильном шасси.

3. Утилизация отходов.

Альтернатива захоронению, сжигание отходов. При ближайшем рассмотрении дешевые и простые варианты обычного сжигания современных отходов производят яды, а безопасные варианты, сложны и дороги. Из-за больших затрат при относительно малой концентрации объемов ТКО, предлагаю не рассматривать варианты мусоросжигательных заводов для условий эксплуатации в малонаселенных лесных районах.
Многим работникам лесного комплекса на практике, знаком пиролиз древесины. Пиролиз ТКО обеспечивает такой же замкнутый цикл температурного разложения при полном обеззараживании мусорного сырья. Ограничений на состав ТКО очень мало. Спектр допустимых к применению отходов включает практически все, что выбрасывает на свалку население, местный лесной комплекс, медицинские и ветеринарные учреждения, а также торговые точки и общепит.
В условиях повсеместного отсутствия центральной канализации и очистных сооружений, пиролиз жидких биологических отходов, несомненно, ослабит негативное воздействие населенных пунктов на водоемы. Иначе биологические отходы, откачанные ассенизаторской машиной из индивидуального септика, фактически сливаются обратно в природу, только и радости, что подальше от жилья. Помимо вышеперечисленных видов отходов пиролизом можно освоить многолетние поселковые свалки древесных отходов местного лесопиления.
Всеядность пиролизного способа утилизации делает муниципальный район экологически независимой территорией. Дополнительно создаются новые источники налогов и рабочие места на селе (малом городе).

4. Народный мусороперерабатывающий завод.

Обращение с мусором - это коммерческая, частная ответственность бизнеса. Тогда как создание необходимых условий для правильного обращения с отходами и текущего контроля над ним, остается за государством. По аналогии, хлеб пекут коммерсанты, а ответственность за отсутствие доступного хлеба всегда государственно-политическая. Если мусороперерабатывающего завода в муниципальном районе нет, как нет и пунктов приема вторсырья от населения, к властям должны возникать вопросы и негативная оценка их деятельности.
Безуспешно инвестировать в строительство завода через рост тарифа на вывозку уже пробовали. Народ отказался. Вернее, не народ, а отдельные его представители. Но тут ведь как, если не все поголовно согласны, неудача обеспечена при любом количестве возражающих. Население пусть самостоятельно определится, как на его местном уровне следует поступить с отходами и соответственно с деньгами населения? Будет построен местный народный завод, или ТКО впредь и всегда будут куда-то вывозиться?
Предлагаю, рассмотреть предложение о создании мусороперерабатывающих заводов, как акционерных обществ в виде народных предприятий. Где народным предприятием считается акционерное общество, принадлежащее на 50% местному населению. Понятна абсурдность частных мелких инвестиций в гигантский завод. Но если завод не большой и свой местный, при этом, не менее эффективный?
Преимущества акций перед инвестициями через тариф очевидны.
1) Участвуют только желающие стать акционерами. Деятельность открытая. Деньги тратятся и зарабатываются на виду у всех акционеров.
2) Возможность получения дохода по акциям.
3) Ликвидность акций. Обеспеченность акций имуществом завода.
Пробуксовку раздельного сбора мусора объясняю слабой вовлеченностью граждан в нацпроект Экология. Предлагаю, дать гражданам возможность проголосовать рублем.
Оценочная стоимость завода в линейке от 10 до 45 млн. руб. Финансирование строительства предлагаю организовать по подобию народного предприятия. Где половину стоимости собирает муниципалитет с населения, а другую половину вкладывает местный бизнес или государство по проекту Экология. Населению надо продавать народные акции с гарантией возврата инвестированных средств по номиналу в любое время. Граждан, одинова покинувших проект, второй раз в состав народных участников не принимать.
Стационарный завод минимальной мощности основан на одной пиролизной печи. Если 2,5 тыс. человек скинутся по 2000 рублей каждый, то и необходимая минимальная сумма будет собрана, и минимальное количество акционеров будет обеспечено. (см. вариант №1) Минимальную сумму еще есть куда снижать.

Вариант №1

Примерный состав оборудования для завода утилизации ТКО
производительностью до 4 тонн в сутки.
Предварительная стоимость из публичных источников.
млн. руб.
Ангар для предварительного складирования ТКО. 2
Пиролизная печь 1-шт. 1,5
Ангар для печи и пункта приема вторсырья, с кран-балкой 3
Трактор колесный 82.1 погрузчик, отвал 1,6
Емкость для приема и хранения ЖБО 0,4
Непредвиденные расходы. 1,5
Итого 10

Вариант №2

Примерный состав оборудования для завода утилизации ТКО
производительностью до 12 тонн в сутки.
Предварительная стоимость из публичных источников.
млн. руб.
Ангар для предварительного складирования ТКО. 3
Пиролизная печь 3-шт. 4,5
Ангар для печи и пункта приема вторсырья, с кран-балкой 6
Сортировочная линия на 4 поста 2
Шредер 1
Трактор колесный 82.1 погрузчик, отвал 1,6
Погрузчик вилочный (перевозка реторт) 1,3
Емкость для приема и хранения ЖБО 0,6
Емкость для хранения пиролизного масла 0,4
Пункт обработки и упаковки пирокарбона 1,4
Непредвиденные расходы. 2,5
Итого 24,3

Для второго варианта стоимость акции возрастает, но и вероятность получить прибыль тоже.

4.1. Дорожная карта по привлечению акционеров.

.
1) Снять рекламный ролик завода, напечатать буклеты, плакаты.
2) Сделать рассылку ролика через сети. Распространить адрес ролика для просмотра и скачивания.
3) Разместить плакаты и буклеты на почте, отделениях банка, торговых точках.
4) Провести собрания в трудовых коллективах, совещания с предпринимателями, встречи с населением.
5) Провести опрос населения, выяснить восприятие идеи народного предприятия. При необходимости 1-5 повторить.
6) Открыть муниципальный экологический фонд и объявить сбор денег муниципалитетом на строительство завода.
7) Все, кто пусть разными платежами, но перевел минимально оговоренную сумму, становятся акционерами завода.
8) Местным «олигархам» разрешить делать любые взносы, не спрашивая происхождение денег.
9) Фонду ежемесячно публиковать свою отчетность, привлекая к себе внимание. До начала строительства, руководство фондом и обслуживание фонда банком – на общественных началах.
10) В момент исполнения обязательств по сбору средств населением, фонд собирает участников и объявляет о преобразовании в акционерное общество. Выбирается совет и председатель общества. Объявляется эмиссия акций по номиналу, скажем, 10000 руб/шт. для докапитализации объекта. Общество объявляет о начале продаж обычных акций на общих основаниях. Остаток невыкупленных акций общества выкупает нацпроект Экология.

Совет назначает исполнительного руководителя общества. Решается вопрос с привязкой типового проекта, выбирается (если еще не выбран) генподрядчик. Опираясь на собранные средства, начинается возведение объекта (под неусыпным оком акционеров).
Завод запускается в работу, как акционерное народное предприятие. С этим условием, удерживая примерно 1 млрд. федеральных бюджетных рублей в обороте, нацпроект Экология, каждые 2-3 года, сможет запускать более 30 мусороперерабатывающих заводов, в малых городах и мало населенной местности. Каждый цикл, возвращая свой миллиард продажей акций.

5. Синергия переработки отходов и производства древесных пеллет или вторая очередь народного предприятия.

В лесных районах некуда применить избыточное тепло мусороперерабатывающего завода. Если предположить, что избыток тепла можно использовать в сушилках для подготовки древесной массы, то актуализируется строительство второй очереди завода в виде линии по производству древесных пеллет.
Расточительно использовать для пиролиза отходов электроэнергию, природный газ или дизтопливо. Обычные дрова это дешево, но не технологично, древесные пеллеты пришлись бы как раз кстати.
Предлагаю совместить процессы пиролизной утилизации ТКО и производства древесных пеллет. Прошу рассмотреть целесообразность объединения ресурсов национального проекта «Экология» с заявлением вице-премьера. «Вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что стимулирование роста объемов производства пеллет в России является вторым по значимости направлением в развитии лесного комплекса страны.»ссылка на источник
Производственная пеллетная линия может быть мощностью от 50 до 1000 кг в час и более. Подбирать линию к заводу надо проектированием, учитывая возможности завода, иные местные условия и потребности. Проект мусороперерабатывающего завода должен предполагать возможность пристройки производства пеллет в виде второй линии. В качестве поддержки производителей пеллет, предлагаю задействовать здесь лизинговые механизмы, на поставках оборудования.

Вторая очередь завода. Вариант №3

Примерный состав оборудования для линии производства
древесных пеллет производительностью до 500 кг в час
Предварительная стоимость из публичных источников.
млн. руб.
Производственная пеллетная линия 4
Ангар 6
Площадка приема древ.сырья 0,5
Непредвиденные расходы. 1,5
Итого 12

Для акционеров завода не должно быть неожиданностью возможность появления и необходимость дофинансирования второй линии. Если совет акционеров не убедит общее собрание в необходимости расширения, это плохо, но не смертельно. Будут два разных завода. Возрастут административные издержки, не будет выгоды от совместной эксплуатации внутрицехового транспорта. Придется покупать одним тепло, другим пеллеты на розжиг, только и всего. Тем более, что конкретные мероприятия по наращиванию выпуска древесных пеллет пока неизвестны.

5.1. Плюсы именно сдвоенного производства.

.
1) Пеллеты, вместе с пиролизным газом служат топливом для нагрева реторт с отходами.
2) Избыточное тепло пиролизных циклов, используется для сушки древесной массы в производстве пеллет. Расходы на сушку оценочно 1МВт на 1 тонну пеллет. Сэкономим на сушке 50% электроэнергии, ожидаемая себестоимость снизится примерно на 8-10%.
3) Продукт пиролиза, угольный порошок добавлять в состав пеллет (лишь бы порох в итоге не получить).
4) Возможные отходы пеллетного производства (например, кору деревьев и гнилую древесину) утилизировать, как отходы, пиролизом.
5) Наличие собственных пеллет и избытка пиролизного газа создают условия для выработки внутрихозяйственной электроэнергии. Если надо тянуть линию ЛЭП или в сетях недостаточно мощности, завод способен вырабатывать собственную (но, зеленую и дорогую электроэнергию.)
6) Расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Параллельно росту утилизации ТКО идет процесс наращивания применения малоценной древесины и отходов деревообработки. Расширяется и сеть пунктов раздельного приема вторичного сырья и мест производства продукта из древесных неликвидов.

5.2. Организация управления

Независимо от формы собственности заводам выгодно объединится в кооперативную сеть, не объединяя активы. Кто-то должен собирать и продавать накапливаемое заводами вторсырье. Крупный поставщик будет иметь наилучшие условия контрактов на поставку вторичного сырья из вообще возможных.
Заводам потребуется сервисное обслуживание и поставки запчастей. Держать собственного специалиста КИПиА, или выполнять хозспособом ремонт и наладку оборудования дело невыгодное.
Общий сбыт продукции и единый сервис обслуживания и ремонта оборудования - логичное продолжение развития бизнеса.

5.3. Ожидаемые услуги завода в составе 1-й и 2-й очереди.

.
1) Переработка ТКО на угольный порошок и пиролизное масло.
2) Прием сортированного вторсырья от населения, в ассортименте: макулатура, черный и цветной металлолом, ветошь, пластиковые бутылки, аккумуляторы и батарейки, стекло и стеклопосуда.
Раздельный сбор мусора по разным контейнерам нахожу бесперспективно-проблемным. Контейнеры будут наполняться медленно и всегда найдется кто-то один, бросивший окурок в бак с макулатурой. Для сельских условий, лучше один-два раза в год организовать передвижной пункт сбора вторсырья и постоянно действующий при заводе.
3) Переработка отходов местного производства (опилки, отработка, автомобильные шины и иные РТИ), жидких биологических, а равно медицинских и ветеринарных отходов.

5.4. Ожидаемые товары завода на реализацию.

.
1) Вторсырье в ассортименте.
2) Пиролизное масло и пирокарбон.
3) Древесные пеллеты. На реализацию, первоочередно местному потребителю.
в том числе товары для внутризаводского потребления
4) Угольный порошок (прокарбон) для добавки в древесные пеллеты.
5) Пиролизный газ и пеллеты для выработки тепла (и)или электроэнергии.
6) Тепло для сушки древесного сырья;
7) В отсутствии сетей, электроэнергия для собственных нужд.

5.5. Ожидаемые отходы.

Отход единый - инертная зола. Однако все равно подлежит захоронению, так как нет гарантий в отсутствии примеси тяжелых металлов. Вдруг в мусоре был ртутный градусник.

6. Проблемы.

Есть ряд существенных проблем, не решаемых на начальной стадии без привлечения государственной программы.
1. Нет, ни предпроектного исследования, ни проекта завода по переработке коммунальных отходов, на древесных пеллетах. Без конкурса не определить лучшего проектанта и изготовителя экспериментального завода на Субъект РФ.
2. Весть цикл производства оборудования можно выполнять в России. Опять же какому Субъекту РФ производить что? Без госгарантий на сбыт ни один машиностроительный завод не примется за изготовление опытного образца.
3. Процесс получения лицензий на право обращения с отходами, в нашей действительности сопряжен с проблемами. Без формирования единых и всем понятных процедур лицензирования, пиролизные заводы будут простаивать без работы.
Без государственной поддержки и гарантий не вижу возможностей для разработки технического задания, проведения конкурсов на проект и уж тем более изготовления опытного образца мусороперерабатывающего завода с выпуском древесных пеллет во вторую очередь.

7. Сбыт древесных пеллет.

Производство древесных пеллет нерентабельно при условии междугородных перевозок сырья. Мощность производства ограничена местными объемами концентрации отходов деревообработки, лесопиления, неликвидной и малоценной древесины. Сколько-то древесных отходов есть в каждом райцентре. Если перевозить их невыгодно, то освоить иначе как сетью пеллетных производств, не представляется возможным. Не важно с привязкой к теплу от утилизации ТКО или без оной.
Средний завод, мощностью 4000 кг пеллет в смену, потребует 24 тонны сырых опилок. Возможно, проектируя завод, следует рассмотреть работу гранулятора только в одну смену, тогда как узел сушки и подготовки сырья, будет работать круглосуточно.
Наилучшей помощью государства, производителям пеллет, было бы развитие местного спроса и обеспечение местной покупательной способности. Неразумно вывозить современное топливо с мест, где печи топят дровами, а коммунальное водяное отопление и горячее водоснабжение располагает максимально изношенными теплосетями.

7.1. Рынок местного отопления.

По данным ссылка ежегодный объем дров, официально приобретаемый населением 8-9 млн. кбм., из них около 2 млн. кбм самозаготовка. Что в сумме составляет рынок около 13,5 млрд. руб., включая доставку дровяного долготья или швырка, распиловку и расколку. Сколько дров покупают не официально, вовсе тайна из тайн. Но, определенно, величина индивидуального дровяного рынка очень даже интересная сумма, исчисляемая миллиардами рублей.
Средний расход дров на одно домовладение за год, оцениваю в 18 плотных кбм.. При цене в 1600 руб. за один плотный кубометр в колотом виде, семья израсходует на отопление 28800 руб. за год. Средний расход на приобретение пеллет, расходуемых на обогрев помещения площадью около 100 кв. м. составит 38 000 рублей. в год. ссылка Расходы на пеллеты выше, чем расходы на дрова примерно на 31%.
Однако, за пеллетами местного производства можно прийти со своей тарой. Приобрести топливо по оптовой цене. Без транспортной и магазинной наценок расход на пеллеты выше дровяных расходов только на 11%.
С учетом экономии затрат на сушку сырья (8-10%), величина разницы в стоимости приобретения пеллет и дров приближается к величине ошибки вычислений. И далее ей можно пренебречь.
Интерес к пеллетам можно дополнительно подогреть бюджетными льготами. Дать гражданину выбор или он получает квиток на льготный отпуск дров на корню, или 4 тонны пеллет по льготной цене.

Второй сегмент местного рынка, куда пригодились бы наши пеллеты, это многоквартирные жилые дома. Сегодняшний уровень износа и водогрейных котлов и тепловых сетей требует умопомрачительных денег на приведение теплохозяйства в исправно-безопасное состояние.
В целях замещения ископаемых видов топлива на пеллеты, предлагаю рассмотреть стратегическое решение, а именно: децентрализация систем отопления в многоквартирных домах малых городов России. Многоквартирные дома представляют интерес именно для развития производства пеллет. Так как потребуют себе котельных мощностью от 0.5 до 1 Мвт., с часовым потреблением топлива в 10 раз большим, чем для отопления даже большого индивидуального дома.
Модульную котельную можно разместить в подвале дома, тем самым кратно сократив протяженность сетей и расходы на них. Много котельных вместо одной и отсутствие магистральных сетей значительно повышает «живучесть» системы отопления в целом. Автоматическая подача топлива, позволит обслуживать несколько котельных одним оператором. В одну смену, а не круглосуточно.
Будь в наличии программа переустройства централизованного отопления каждого такого дома на модульное, персонально домовое отопление она бы существенно подняла спрос на пеллеты внутри страны. Стоимость модульной котельной тоже значительная. (9-14 млн. руб.) Но и цена тепла для населения местами уже запредельная. Иная пятиэтажка в год оплачивает за тепло те же 9 млн. руб. Сложившаяся ситуация порочна. Потребителя уже нельзя отключить, выпустить от затратной теплоцентрали. Так как оставшиеся в центральной сети отопления, понесут еще большие расходы не получив качественной услуги.

7.2. Проблемы.

Граждане не спешат ломать русские печи, заменяя их импортными каминами или отечественными буржуйками на пеллетах, потому как сумма расходов на постройку новой кирпичной печи сопоставима с ценой горелки, где горелка это техническое устройство для сжигания пеллет. Настоящее препятствие к распространению пеллет в дороговизне отопительного оборудования. Стоимость горелки варьируется в пределах от 15 до 1100 тыс. руб. Кто это купит?
Допустим, дорогую горелку еще кто-то возьмет из-за товарной марки Ламборджини. Человек же обычный и несведущий, а на данном этапе распространения пеллетного отопления мы все такие, приобретет дешевую горелку, с жестяной, прессованной решеткой. Решетка через два месяца эксплуатации прогорит, а топливные пеллеты получат антирекламу.
Нужна огнестойкая горелка массового производства, средней ценовой категории 30-60 тыс. рублей. Такая, чтобы устанавливалась в топочную дверку обычной печи, а еще лучше вместо топочной дверцы. Печное отопление у всех по-разному, надо чтоб горелка набором опций приспосабливалась к любым устройствам печи и толщине кошелька. Как с гравитационной подачей топлива, так и с дозированной. С электрическим розжигом или без оного. С навесным или напольным бункером. Автоматической или ручной регуляцией горения. Без доступной и качественной горелки про пеллетное отопление жилищ можно забыть.

Распространять горелки следует через производителей, поставщиков пеллет. Продавец пеллет, заключает договора с населением о поставке пеллет с установкой горелки. Гражданин, покупая пеллеты по долгосрочному договору поставки, оплачивает, и горелку, и установку, и услугу по обслуживанию отопительного прибора. Горелку продавец пеллет берет в лизинг на 8 лет, с целью передать в пользование покупателю топлива.
40 тыс. горелка, 5 тыс. ее установка, 1 тыс. обслуживание в год. Итого расходов на отопительное оборудование 7 тыс. рублей в год. Весть комплекс услуг оплачивается покупкой пеллет. Удорожание отопления будет приемлемым с разбивкой на плановый срок эксплуатации устройства. С учетом удешевления стоимости местных пеллет затраты на отопление совокупно с приобретением горелки и услуг по обслуживанию печи, оцениваю в 32-38 тыс. руб. в год. Чем больше топлива приобрел, тем быстрее долг закрыл.
Рекламу горелок проводить агрессивно. Выезжать по селам вместе с участковым и пожарным надзором. Продавцам пеллет брать на себя мелкий ремонт печей, под договора о поставках пеллет. Оставлять упрощенные отопительные приборы на пробную эксплуатацию.

7.3. Предложения по увеличению внутреннего спроса на древесные пеллеты.

.
1. Организовать выпуск отечественной огнестойкой горелки средней ценовой категории.
2. Создать лизинговую компанию. Которая компания обеспечивает поставки: не только линий по производству пеллет, но и отопительных устройств на пеллетах различной мощности и назначения. Начиная от пеллетных горелок и тепловых пушек до модульных котельных агрегатов на пеллетах,
3. Организовать обслуживание кирпичных печей и передачу горелок в пользование населению под договора о покупке пеллет.

8. Резюме предложений из приложения №2.

1. Утилизацию и переработку всего спектра местных бытовых отходов производить как можно ближе к месту их происхождения. Центром обращения с отходами установить муниципальный (районный) центр.

2. В региональном центре сосредоточить производства по переработке вторичного сырья.

3. В основе центра построить пиролизный завод по переработке и утилизации твердых и биологических, жидких коммунальных отходов.

4. Вовлечь как можно большее число местных жителей в национальную программу Экология. Используя для этого и сбор средств на народное финансирование строительства завода.

5. Совместить возможности мусороперерабатывающего и пеллетного производств. Получить административно-экономическую выгоду от слияния утилизаций древесных и коммунальных отходов.

6. Развить местный рынок потребления древесных пеллет. Посредством создания специализированной лизинговой компании и условий, благоприятных распространению отопительного оборудования на пеллетах.

А.Ю. Французов, 10 февраля 2021 года.